Поставить «Дульсинею Тобосскую» может тот, кого мучает смертная тоска. Кто испытал однажды любовь, или упоение рыцарской отвагой, или счастье свободы, а потом это чувство покинуло его, ушло, удалилось навек, и теперь душа, лишенная того, что составляло смысл жизни (душа «не на месте»), ноет-болит-надеется («Неверие с надеждой так едины…» — писал Володин).
В буклете Первого фестиваля имени Александра Володина «Пять вечеров» на тех страницах, где представлены действующие лица и исполнители фестивальных спектаклей, рядом, неотчетливо, словно в дымке воспоминаний, — фотографии других исполнителей — тех, что были первыми, а сегодня стали легендой. Зинаида Шарко и Ефим Копелян, Людмила Гурченко и Станислав Любшин…
Глубокая простота и совсем не «звездная», а просто человеческая скромность открывались при каждом ее появлении, и ощущение чего-то настоящего неизгладимо оставалось после встречи с ней.
Выражение это стало расхожим, звучит банально — что только ни помещают теперь и такую раму пространства. Но что же делать, если почти неделю мне довелось провести именно в пространстве Володина, в прямом смысле слова. Он смотрел на меня с десятков фотографий, которыми сверху донизу были увешаны стены фоне театра на Литейном, где проходил Первый Володинский фестиваль, — большого фойе с высокими потолками. Стихи его и краткие, летучие мысли, выбранные наудачу, мелькали на стендах.
Те, кому кажется, что Володин — явление прожитое, более ностальгическое, нежели реальное, кому он видится символом давно ушедшего сопротивления, к которому уже можно относиться со снисходительным пониманием, пусть запомнит, что Володин не отменял своего пристального взгляда на нас даже оттуда, откуда он смотрит теперь. И с каждым днем этот взгляд становится все зорче и четче, снова приобретая уже привычную ему горечь. Он уже все сказал о нас. И фестиваль володинских пьес еще раз подтвердил его правоту.
Театре па Литейном прошел первый фестиваль «Пять вечеров», посвященный Александру Володину. Параллельно на Петроградской стороне состоялась еще одна встреча приуроченная к 85-летию драматурга — «Встречи на острове Володина».
Оказывается, мемориальные доски на домах, где жили замечательные люди, можно вешать спустя лишь тридцать лет после смерти этих людей. Почему именно тридцать — не знает никто. То ли это испытательный срок: окажется ли гражданин достоин такой памяти современников, чтобы тратить на него довольно большие деньги. Или, быть может, через тридцать лет становится окончательно ясно, что замечательный человек не воскреснет. Или еще какая-нибудь ерунда.
В течение пяти вечеров на лучших площадках города — в Театре на Литейном, ТЮЗе, «Приюте комедианта» — покажут спектакли, созданные по пьесам Александра Володина. Причем это не только питерские постановки, но и спектакли, привезенные из Москвы, Новосибирска, Тольятти, Нижнего Новгорода. А еще в программу фестиваля включены клубные встречи, вечера памяти, воспоминания, посиделки, презентация книги воспоминаний о драматурге…
Фестиваль «Пять вечеров», приуроченный к 85-летию со дня рождения драматурга, открывается в Санкт-Петербурге. Афишу фестиваля составили семь спектаклей театров Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тольятти и Нижнего Новгорода, поставленных, естественно, по володинским пьесам. Сегодня спектакль «С любимыми не расставайтесь» покажет Театр на Литейном.
Александр Володин воевал, путешествовал, осел в Петербурге и сочинил там самые знаменитые свои пьесы «Пять вечеров» и «С любимыми не расставайтесь!», с утра любил выпить сто грамм за здоровье прелестных дам и приступал к сосредоточенной писательской работе. В последние годы он с особенным удовольствием выпивал за здоровье прекрасных дам «Петербургского театрального журнала».
В советской драматургии были два «В». Александр Володин и Александр Вампилов. Оба выпивали, обоих любили женщины. Один жил в Петербурге. Другой — в Иркутске. Оба — один еще при долгой жизни протяженностью в 82 года, другой после ранней смерти — стали мифами. Оба — еврей Володин и бурятских кровей Вампилов — были великими русскими драматургами. В Иркутске вот уже много лет проводится вампиловский театральный фестиваль. Сама не была, но говорят, что происходит это так. Собирается компания «вампиловедов» и «вампиловедок» и в который раз обменивается воспоминаниями, кто спал с Вампиловым, а кто пил с Вампиловым…
В театральном пространстве действуют те же законы, что и в нашем с вами. Когда настоящее не предоставляет красок, чтобы рисовать воздушные замки будущего, приходится «выводить в актив» прошлое. Нынешний петербургский театр новыми именами не балует — все «молодые» драматурги и режиссеры знакомы нам по меньшей мере десятилетие. Так что театральное общество все чаще смахивает на клуб Спиритов, вызывающих именитые тени. Тени являются на зов, но помогают, вопреки законам физики, более материально, чем эстетически.