Жанна Зарецкая
Первый фестиваль им. А. М. Володина «Пять вечеров»
Афиша, 26 января — 8 февраля 2004
В театральном пространстве действуют те же законы, что и в нашем с вами. Когда настоящее не предоставляет красок, чтобы рисовать воздушные замки будущего, приходится «выводить в актив» прошлое. Нынешний петербургский театр новыми именами не балует — все «молодые» драматурги и режиссеры знакомы нам по меньшей мере десятилетие. Так что театральное общество все чаще смахивает на клуб Спиритов, вызывающих именитые тени. Тени являются на зов, но помогают, вопреки законам физики, более материально, чем эстетически. Уже сейчас слышно, как в Театре на Литейном петербургские театралы разных поколений, заручившись поддержкой именитых москвичей вроде Людмилы Гурченко. Татьяны Дорониной. Олега Табакова, Юлия Кима, вперив глаза в пустое пространство сцены, скандируют: «Тень Володина, явись!» Явление ожидается 6 февраля, когда одновременно на двух площадках — Театра на Литейном и ТЮЗа им. А. А. Брянцева, будут показаны первые спектакли фестиваля. Володин — фигура стратегически идеальная. Это такой театральный Дмитрий Лихачев. Долго жил, много пил, но сохранил человеческое лицо своих лучших героев. Но доверяться ностальгическому чувству в театре нельзя, обязательно останешься в дураках. Ценность фестиваля — только афиша. И не будь в программе «Пяти вечеров» (таково название нынешнего форума) хоть нескольких имен, достойных любопытства современников, мы бы о нем не писали. Вот эти имена.
Ольга Самошина. 6 февраля она выйдет на подиум Театра на Литейном и превратит спектакль Александра Галибина «С любимыми не расставайтесь!..» в ритуальное действо «Один день из жизни мирового судьи». Глядя на нее, непременно вспоминаешь плакат. военного времени и то, что Отчизна и Родина у нас — женского, материнского рода… Молодые артисты при этом будут выдавать сценки уровня телевизионного КВН и великолепно петь старые хиты. Но Самоишну, к счастью, не перепоешь.
Юрий Погребничко. Московский маргинал-идеалист, которому достало мужества, чтобы превратиться в уникального мастера художественного стеба. Своих неподражаемых совдеповских героев режиссер то топит в глухом провинциализме, то мастерски подсвечивает классическим светом. На сей раз в спектакле «Где тут про воскресение Лазаря?» он соединил Володина и Достоевского.
Сергей Арцибашев. Режиссер, недавно возглавивший московский Театр им. Вл. Маяковского, но оставивший за собой и маленький Театр па Покровке. В чем только не обвиняли Арцибашева после премьеры — «Пяти вечеров»: в мещанстве, склонности к мыльным операм и даже в постыдном альянсе с официальной идеологией возврата «советских ценностей». На самом деле это тонкая лиричная история о драме среднего возраста, в которой грубости и иронии ровно столько, сколько требуется, чтобы ее не сочли исповедью: Арцибашев играет роль Ильина.
К фестивалю подверстана и новая премьера ТЮЗа — «Дульсинея Тобосская» в постановке ученика Григория Козлова Александра Кладько, намеченная на 6 февраля. Вряд ли стоило упоминать о ней в этом ряду, если бы не участие в спектакле великолепной Натальи Боровковой.