Второй всероссийский театральный фестиваль имени Александра Володина «Пять вечеров»
В программе участвуют О. Писпанен, Т. Вольтская, М. Дмитревская

В Петербурге живет много людей. И не так уж мало среди них выдающихся, талантливых, а тем более — знаменитых. Актеры, певцы, художники, писатели, политики… Но только некоторые из них остаются в памяти как «люди нашего города», истинные петербуржцы, те, чьи имена первыми приходят в голову, когда перебираешь своих знаменитых земляков. Впрочем, петербургскому (или ленинградскому) драматургу Александру Моисеевичу Володину эпитет «знаменитый» не подходит, слишком уж помпезно, не по-петербургски, а, следовательно, и не по-володински звучит это прилагательное. Он не знаменитый, он — просто любимый.

Фильмы по сценариям Володина никогда не сходили с экранов и пережили разные «смутные» времена. Пьесы Володина не теряют актуальности, о чем свидетельствует театральный фестиваль его имени, вот уже во второй раз прошедший в Петербурге.

Программа II Володинского фестиваля была обширнее, чем год назад. В феврале 2004 года на сцене Театра на Литейном были представлены пять спектаклей по пьесам Александра Володина. В этом году, помимо володинских «Старшей сестры» (Санкт-Петербург, «Наш театр») и «Записок нетрезвого человека» (Новосибирский драматический театр «Старый дом») были представлены спектакли, которые по духу, по интонации родственны драматургии Александра Моисеевича: «Сонечка» (по повести Л. Улицкой, МХАТ им. Чехова) и «Зеленая зона» (пьеса М. Зуева, Новосибирский театр под руководством С. Афанасьева). В специальной программе фестиваля прошли три студенческих спектакля по пьесам Володина («Две стрелы», школа-студия МХАТ и СПГАТИ, и «С любимыми не расставайтесь», школа-студия МХАТ): молодые режиссеры ставят пьесы драматурга-«шестидесятника», находя в них что-то близкое для себя и созвучное времени.

Под эгидой Володинского фестиваля прошел трехдневный марафон пьес молодого драматурга Ивана Вырыпаева, были представлены его старые пьесы «Валентинов день» и «Кислород» и новая — «Бытие». Вырыпаев вот уже несколько лет как стал кумиром театральной молодежи и образцом для подражания начинающих драматургов. Его пьеса «Кислород» — самое новаторское и современное театральное явление последних лет. В «Бытии» Вырыпаев продолжает тему, начатую в «Кислороде»: там он перетолковывал евангельский текст, здесь переосмысляет притчи Ветхого Завета. За «стебовыми» сценками и «ненормативной» лексикой стоит серьезная и глубокая попытка осмыслить сегодняшнюю действительность, нащупать взаимосвязь современного человека с вечными категориями, такими как Бог и совесть. Недаром герои «Бытия» улетают на Солнце, «туда, где живет Бог».

Впервые за много лет в Петербург на Володинский фестиваль приехал Резо Габриадзе, великий грузинский режиссер. И молодое поколение петербургских театралов имело возможность увидеть легендарный кукольный спектакль «Осень нашей весны». Этот спектакль о птичке по имени Борис Гадай стал кульминацией фестиваля — наконец-то прозвучала истинно володинская, душевная, пронзительная нотка.

В рамках фестиваля прошел конкурс современной драматургии. По утрам в репетиционном зале Театра на Литейном проходили «читки» пьес-победительниц. К сожалению, набор имен был тот же, что и на фестивале «Новая драма», да и пьесы удивляли вторичностью: все это уже где-то слышали, где-то читали. И самое грустное то, что всю эту современную драматургию можно назвать «антиволодинской», потому что она лишена главного — человеческого тепла и «стыдливости», деликатности, присущей петербургскому драматургу.

Володинский фестиваль — самое доброе и своевременное явление в нашей сегодняшней жизни. Чем чаще будет звучать имя Александра Моисеевича Володина, чем чаще будут идти его пьесы, тем чаще мы будем вспоминать, что «стыдно быть несчастливым», и уповать — «хоть бы войны не было».