Вячеслав Шадронов
Станиславский = Станиславский
Роза есть роза есть роза
При наличии в программе громких имён и событийных постановок завершился фестиваль не жирной точкой, как полагается (церемония награждения лауреатов, во-первых, не в счёт, а во-вторых, её всё равно перенесли на неопределённый срок), а тихим многоточием.
Относительно, впрочем, тихим, поскольку Роза Хайруллина — актриса, вокруг которой уже сложился определённый культ. Равно как и вокруг драматургии Александра Володина.
В прошлом году в РАМТе моноспектакль по текстам Володина поставил Владимир Богатырёв с Ульяной Урванцевой. На основе практически тех же монологов Володина, что использованы в «Идеалистке» (а в «Я скучаю по тебе» звучат голоса и Офелии, и Агафьи Тихоновны — в володинском, естественно, варианте), Галина Бызгу сочинила совершенно иного плана и уровня спектакль. И дело не только в масштабе дарования Розы Хайруллиной — Ульяна Урванцева, в конце концов, тоже не самая плохая актриса. Но в спектакле Галины Бызгу те же самые слова подаются в ином контексте и с иной интонацией. Кстати, «Я скучаю по тебе…» — это формально не вполне моноспектакль, поскольку в нём на заднем плане и в формате интермедий появляется мужской персонаж (Сергей Бызгу).
Однако с главной героиней он практически до самого финала не взаимодействует.
Она же в свою очередь замыкает монологи Офелии и Агафьи Тихоновны в рамку достаточно жёсткую: в отличие от рамтовской героини-библиотекарши, героиня работает мастером на заводе «Красный треугольник», живёт с сестрой через стенку, постоянно называет себя коммунисткой, а точнее коммунистом, что лишний раз подчёркивает её женскую невостребованность.
Откуда эта «рамка» взята, конечно, не без воздыханий, она даёт сильный эффект.
Хайруллина выступает как клоунесса, хотя и очень тонкая, сложная, но не избегая при этом самых простых приёмов, в том числе прямых обращений к публике (я присутствовал на втором, дополнительном спектакле, в отличие от первого зрителей на нём было относительно немного, и я, сев в уголок первого ряда, попался актрисе под руку — по ходу она предлагает выпить водки, потому что «не ходит в гости с пустыми руками», и уверяет, что водка настоящая; но и в самом деле — настоящая; кому-то ещё она суёт в руки банку шпротов…).
Её персонаж, в отличие от героини рамтовской «Идеалистки», неодномерный и неоднозначный. Помимо констатации её личной неустроенности, актриса и режиссёр пытаются разобраться в причинах такого положения дел, а причины, само собой, следует искать внутри, в самой героине.
И тому не мешают ни достаточно стандартные режиссёрские ходы, ни такие вышедшие в тираж приёмы, как снежок из машины и задымление под музыку.
К сожалению, так интересно заданная и на протяжении почти всего спектакля развивающаяся тема ближе к финалу в значительной степени сходит на нет.
Если поначалу героиня обходится простыми эстрадными песенками, то под конец затягивает «Миленький ты мой», недвусмысленно отсылая к «Пяти вечерам» Товстоногова, хотя мотивы «Пяти вечеров» и без того обозначены чересчур явно.
И всё-таки заданная тема, пусть даже смазанная слишком предсказуемой развязкой, отыграна ей в «Я скучаю по тебе…» блестяще. За Станиславского не обидно.