Ольга Фукс
В Москве сыграли спектакль «Я скучаю по тебе»
Александр Володин любил женщин. Одиноких и замужних, обиженных, непонятых, жертвенных и махнувших на себя рукой, юродивых, святых, косноязычных, захлебнувшихся любовью. Недаром так часто свои тексты он посвящал женщинам, выводя их на свет из тени мужчин: «Мать Иисуса», «Дульсинея Тобосская», «Офелия», «Агафья Тихоновна». А еще стихи, стихи: «По статистике многие женщины / От усталости сходят с ума…», «Женщины, нас под руку берущие…», «Она была давно замужняя…»
От лица володинских женщин говорит Роза Хайруллина. Офелия, крест-накрест повязанная пуховым платком блокадницы. Агафья Тихоновна с кукольной фатой на пальце. Резкая Тамара из «Пяти вечеров», забывшая снять плащ. Женщина, отделившаяся от сестры имитацией перегородки и создавшая себе имитацию свободы, тишины и покоя — абсолютного одиночества. Гордая Оля, сумевшая когда-то сказать мужчине «нет», чтобы жалеть об этом всю оставшуюся жизнь. Обмякшая от счастья Катя, дождавшаяся своего Митю («С любимыми не расставайтесь»).
Спектакль «Я скучаю по тебе» был отрепетирован в основном по телефону: между Питером, где живут режиссер Галина Бызгу и партнер Сергей Бызгу (сыгравший собирательный образ мужчины, с которым героини Хайруллиной разминулись в жизни), и Самарой, где тогда жила актриса. Прописан под эгидой володинского фестиваля «Пять вечеров» и играется по фестивалям.
«Я скучаю по тебе» — это сгусток раскаленной плазмы: оторваться невозможно, приблизиться страшно. В игре Розы Хайруллиной переплавилось так много: опыт личных потерь и володинский стыд, заискивающая «юродивая» интонация и интеллигентская привычка к поражению, истовое, бесстыжее пение (так поют своими «необработанными» голосами бабы в деревнях) и чаплинская улыбка. И зрители, приученные читать режиссерские концепты (хорошо еще, если они состоятельны и внятны), понимают, что в театре нет ничего ценнее этого тепла, льющегося со сцены и сметающего на своем пути все «четвертые стены» и преграды между людьми.