О седьмом фестивале им. А. М. Володина
Афиша Седьмого фестиваля «Пять вечеров» им. А. Володина продолжает традицию, заложенную на Втором фестивале. Тогда программа тоже носила подзаголовок «Володин и володинское». Как и тогда, программу нынешнего фестиваля составили не только спектакли по пьесам Александра Моисеевича.
Что такое «володинское»? Это определенное настроение, отношение к человеку, это нравственные координаты, ни с чем не перепутанные понятия о добре, зле, порядочности, справедливости, свободе личности…
Конечно, в афише фестиваля есть спектакли по пьесам Володина («Блондинка» Санкт-Петербургского Центра «МИГ» и «Фабричная девчонка» из далекого иркутского города Черемхово), но кроме того — спектакли, где слышны володинские ноты. Пусть не все, но какие-то. Мы хотим расслышать «володинское» в современном театре, в нынешней жизни. У Володина нет прямых продолжателей, «володинское» высвечивается «то там, то сям», каждый из представленных на фестивале спектаклей — одна из его граней, а все вместе они складывают современное «володинское пространство».
«Старший сын» по А. Вампилову только что возникшего питерского театра «Мастерская» — поклон поколению Сарафановых, всю жизнь сочинявшему ораторию «Все люди братья». К этому поколению принадлежал А. М. Володин.
«Печальная история одной пары» — пластический спектакль Центра им. Вс. Мейерхольда (Москва), в котором вчерашние студенты по-своему рассказывают о том, о чем столько раз писал Володин — о печальных историях не одной пары…
Володинская тоска неожиданно прорастает там, где не ждешь: в прелестных детских спектаклях «Почти взаправду» РАМТа (Москва) и «Ежик и медвежонок. Диалоги» (Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва) звери испытывают «все наши комплексы», шепчут «Я скучаю по тебе» и ищут близкую, понимающую душу.
В спектакле Алексея Паперного «Река» шляпа летает, верба поет, а еще в этом спектакле есть любовь, одиночество, кошка, арбуз и путешествие на плоту — поэтический мир нелепой человеческой жизни.
Алексей Паперный — музыкант, актер, но главное — поэт. Поэтическая сторона володинского мира — одна из главных в программе нынешнего фестиваля. «Видимая сторона жизни» (Театр «На Спасской», г. Киров) — моноспектакль по стихам Елены Шварц, не только выдающегося поэта, но и дочери завлита БДТ Дины Шварц, человека, без которого Володин не представлял своей театральной судьбы. И жизнь Лены Шварц проходила «на фоне Володина».
Володин не считал себя поэтом, но поэтом был. Что такое поэт сегодня? Этому посвящен вечер гостя фестиваля Веры Полозковой, чьи стихи сегодня так популярны.
Как всегда, в программе фестиваля не только спектакли, но и их обсуждения, выпуск студенческой газеты «Проба пера», конференция молодых режиссеров «Володин и современный театр», первые читки новых пьес. В дни фестиваля Театр на Литейном сыграет премьеру спектакля «Самый легкий способ бросить курить» по пьесе М. Дурненкова, впервые прочитанной на Шестом Володинском фестивале.
Есть и новое — квартирники. После спектаклей театральные Мастерские В. Фильштинского, Г. Козлова, Р. Кудашова и О. Кудряшова будут собирать гостей фестиваля в своих аудиториях: молодые актеры и режиссеры впустят гостей фестиваля в мир своего, домашнего «володинского» — за чашкой чая.
Программу этого фестиваля формировали молодые театроведы, это в значительной степени их, студентов, выросших на Володинских фестивалях разных лет взгляд на вариации «володинского». Они объехали немало российских городов, было отсмотрено много спектаклей и выбраны именно эти. На программе этого фестиваля стоит условная печать «Одобрено молодыми». Впрочем, его программа формировалась без поколенческих конфликтов. Лишь бы звучал в театре Володин, лишь бы жило «володинское»!
М. Дмитревская