Десятый фестиваль (2014) » Программа


ЦЕНТР ДРАМАТУРГИИ И РЕЖИССУРЫ А. КАЗАНЦЕВА И М. РОЩИНА (МОСКВА)
Юрий Клавдиев
РАЗВАЛИНЫ
 
ПостановкаКирилл Вытоптов
Сценография, костюмы Нана Абдрашитова

 

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
Мария Ильинична Развалина, 57 лет, крестьянкаИрина Денисова
Ваня, младший сын РазвалинойАлександр Сирискин
Греня, средняя дочь РазвалинойМаргарита Толстоганова
Савоська, старший сын РазвалинойАлександр Петров
Ираклий Александрович Ниверин, ровесник Развалиной, ленинградецАндрей Огонян
Анечка, дочь Ниверина, ровесница ГрениСофья Райзман
 
10-4-razvaliny-1 10-4-razvaliny-2
 

«Развалины у Клавдиева — вовсе не руины, как должно показаться при виде названия, а фамилия. Бывают Ивановы, бывают Петровы, а здесь вот Развалины, мать и трое детей, бывшие деревенские жители, волею жестокой военной судьбы заброшенные в блокадный Ленинград. В первом варианте пьесы речь шла о поедании мертвых собак, но потом Клавдиев отбросил сомнения — и ради спасения детей от голодной смерти лишенная прописки крестьянка Мария Ильинична Развалина стала кормить двух своих сыновей и дочь человечинкой. Чтобы предупредить обвинения в святотатстве, Клавдиев помещает в программке спектакля жутковатую историческую справку — докладную ленинградского военного прокурора, в которой приведена статистика случаев трупоедения во время блокады. Из нее следует, что среднестатистический ленинградский каннибал был беспартийной малограмотной приезжей женщиной за сорок.

Развалиным в пьесе Клавдиева противостоит интеллигент Ниверин. Его дочь и дети Развалиной подружились, вот и родители тянутся друг к другу. Признание героини все эти отношения рушит — Ниверин смириться с нарушением моральных норм не может. Таким образом, животный прагматизм недалекой крестьянки сталкивается в пьесе с теоретическим гуманизмом честного советского интеллигента. Впрочем, у Клавдиева нет конфликта «правильного» и «неправильного» мировоззрения, он не оправдывает Развалиных, но и не вещает устами Ниверина: ужасна и унизительна сама ситуация, в которой оказались эти люди, поэтому убеждения здесь не лучше беспринципности».

Роман Должанский «КоммерсантЪ». 11 октября 2011 г.