С 6 по 10 февраля, как всегда, в Петербурге пройдет фестиваль «Пять вечеров» им. А. М. Володина.
Принято формулировать концепцию нашего фестиваля. Нынешний, как никакой другой, прокладывает мостики в день сегодняшний, от Володина — в нынешнее время.
Программа начнется, конечно, 6 февраля и начнется, несомненно, с самого Володина — спектаклем «Пять вечеров» Северского театра для детей и юношества.
В закрытом атомном городе Северске, куда простому смертному просто так не попасть, есть поистине уникальная труппа, на которую, получая специальные пропуска, ездят смотреть из всей Томской области, не обделенной театрами. Теперь и у петербургского зрителя есть шанс увидеть своими глазами актеров, о которых с придыханием шепчутся первачи больших сибирских театров. «Пять вечеров» — спектакль режиссерски традиционный (поставил его Сергей Андреев), но исполненный по-человечески талантливо.
Фестиваль торжественно откроется после первого спектакля, и творческим подарком зрителям станет музыкальный театр детей «Радуга». Когда-то именно на Володинском началась новая жизнь этого замечательного театра. Теперь короткая версия спектакля «15 старых чемоданов и одна страна» станет бонусом для зрителей, пришедших в первый вечер…
Володинская лирическая тема продолжится «Графоманом» Театра им. Комиссаржевской. Этот спектакль Александра Баргмана не открывает нам новых театральных земель. Напротив, он дает чувство возвращения. Возвращение не касается и милых сердцу эстрадных напевов 70-х, оно касается возвращения к Володину — как домой, в забытую жизнь с улицами без машин, с разговорами на кухне, с дурацкими любовями, ошибками и стыдами, которых нужно ошибочно стыдиться, запивая их из чекушки на зеленой скамейке. В центре спектакля — инженер Мокин, Сергей Бызгу. И, хотите верьте, хотите нет, но сидящий на скамейке Бызгу вдруг становится даже похож на Володина… Он здесь — подлинный проводник внутреннего горячечного володинского ритма, ритма его стихов, которые во многом составляют текст роли.
Не секрет, что Александр Моисеевич Володин и в пьесах своих и стихах сочинял женщину — такую необыкновенную женщину, которую потом назвали «володинской». Два спектакля программы, как правило, носящей подзаголовок «володинское» и традиционной для нашего фестиваля, — тоже о женщинах не совсем обычных. Документальный спектакль из Альметьевска «Невыдуманные истории» в постановке Нафисы Исмагиловой рассказывает о своих героинях их собственными словами. Эти татарские женщины, может быть, как никакие другие безжалостны к себе, эти женщины — заложницы времени, уклада, заложницы общественного мнения. Это героини совсем не мифические, не сказочные, но создатели спектакля выводят их на сцену с любовью и вниманием к человеку, с «иронией и жалостью», как это делал Володин.
А спектакль «Время женщин» привезет прославленная Омская драма. Роман Елены Чижовой в режиссуре Алексея Крикливого рассказывает нам тоже о женщинах, о трех почти сказочных старухах, какими остались они в памяти героини, детство которой пришлось на послевоенные годы. Если бы у володинской Тамары была дочь, героиня «Времени женщин» была бы ей ровесницей. Сегодня она — наша современница, воспитанница трех бабушек, соединяет разные, но одинаково неказистые женские судьбы.
В этом году в программе Володинского оказалось целых два вербатима, и если альметьевский спектакль рифмуется с володинским женским мифом, то воронежский «День города» в постановке Михаила Бычкова (знаменитый Камерный театр) сочинен с абсолютно «володинской» большой любовью к небольшим людям… Это тот редкий документальный спектакль (номинант нынешней «Золотой маски»), в котором художник, автор не глядит на своих героев с высоты птичьего полета и не разглядывает их в лупу, а смотрит на них — как на своих земляков, как на равных, внимательно выслушивает их и, кажется, вместе со своими героями задается больным вопросом, который рефреном звучит в монологе одной из героинь: «Ну как? Ну как?» Как жить в этом городе, в этой стране?
Конечно, все дневное время фестиваля пройдет в читках-эскизах-дискуссиях по поводу современных пьес. Экспертный совет программы «Первая читка» (Татьяна Джурова, Ольга Каммари, Мария Сизова, Елена Строгалева, Яна Постовалова, Софья Козич) осознал и обсудил примерно две сотни присланных пьес. В шорт-лист вошли пьесы Олега Михайлова, Таи Сапуриной, Юлии Ионушайте, Юлии Поспеловой, Романа Волкова, Светланы Баженовой. «Первая читка» пройдет в этом году на базе Театра Комедии. Фактически впервые в Питере осуществится давно принятая в России модель: большой театр, его труппа — и приезжая команда режиссеров, «принудительно» делающая с актерами театра за три дня эскизы новых пьес. Общедоступные показы… Согласитесь, в этом раскладе есть интрига? На сей раз в Комедию войдут режиссеры-магистранты ЦИМа под руководством Виктора Рыжакова.
К основной программе читок прибавилась в этом году и зарубежная программа-off: новая пьеса Натальи Ворожбит в режиссерском прочтении Виктора Рыжакова и новая пьеса Павла Пряжко в прочтении Дмитрия Волкострелова.
А на закрытии (в Белом зале театра Комедии) будет петь Светлана Бень.
Во Франции неважные дела.
Квартиры дорожают и вообще…
Но Франция вполголоса поет
Под контрабас, ударник и рояль.
В Италии, глядишь, то наводненье,
То Папа умер, то землетрясенье —
Она поет, поет под мандолину,
Или гитару, или просто так.
Америка в преступности увязла
И с неграми никак не разберется —
И те поют. И белые, и негры.
Приплясывая перед микрофоном,
Блистая приглушенным саксофоном…
А нам и Бог велел. Поем народные.
Цыганские. Старинные. Походные.
Блатные. Философские. Победные.
Полезные. Безвредные. И вредные.
На шаре тесненьком
Столпились мы,
Друг другу песенки
Поем из тьмы…
А. Володин