Татьяна Филиппова

Пять вечеров на сцене «Ленкома»

7

В «Ленкоме» сыграли премьеру спектакля по самой известной пьесе Александра Володина в постановке петербургского режиссера Андрея Прикотенко. В главных ролях Олеся Железняк и Андрей Соколов.

«Пять вечеров» в «Ленкоме» начинаются задолго до того, как прозвучит третий звонок и зрители рассядутся по своим местам в красивом, безупречно отреставрированном зале. Спектакль начинается в фойе — высокие ширмы делят его на две части. Слева что-то вроде музея советского быта послевоенной эпохи: женское платье, сумочка, книга, какие-то другие предметы, взятые из того времени. С оборотной стороны — уже не музей забытых вещей, а ряд черных экранов, на которые транслируется текст, рассказывающий о том, сколько человек было арестовано в СССР перед войной, сколько было реабилитировано за отсутствием состава преступления. Следом за цифрами идут фотографии — снимки из дел и снимки стариков, вернувшихся домой в конце пятидесятых.

«Лагерная» тема продолжается и в зале: она идет сквозной нитью через весь спектакль, начиная с первой сцены, когда на зрителя из открытой нараспашку двери, за которой идет снег, глядят люди в серой тюремной одежде. Она дает о себе знать и в поведении главного героя, который ближе к финалу переходит на блатной говорок, а потом и вовсе срывается в истерику. Лагерное прошлое все время стоит за дверью ленинградской квартиры, а в самом конце врывается в нее самым буквальным образом — вместе со снежным вихрем, охранниками и криком, который совсем не соответствует по тональности володинской пьесе.

Андрей Прикотенко поставил «Пять вечеров» так, как будто это совершенно новая пьеса, только что написанная или найденная в ящике стола. Как будто не было ни фильма Никиты Михалкова с Людмилой Гурченко и Станиславом Любшиным, ни легендарного спектакля Георгия Товстоногова в БДТ с Зинаидой Шарко и Ефимом Копеляном. Пьеса прочитана заново с несколько неожиданными акцентами, которые, как это часто бывает, заставляют обратить внимание на то, как современен текст Володина, как лаконичен и как много скрыто за каждой его фазой.

В спектакле Ленкома прочитывается стремление открыть Володина новому зрителю — тому, кому пришлось учить советскую историю в тот момент, когда она стала непонятным и непредсказуемым предметом. Стремление максимально доходчиво растолковать тем, кто сидит в зале, откуда прибыл Александр Петрович Ильин и как провел те годы, о которых в пьесе ничего не говорится по известным причинам: когда Володин писал «Пять вечеров», об этом нельзя было говорить открыто. Сейчас об этом, видимо, нужно говорить в лоб, чтобы быть понятым той частью публики, которой еще нет тридцати.

Зритель, который придет на этот спектакль, чтобы посмотреть на любимых актеров, не будет разочарован. Олеся Железняк, известная своими комическими ролями, здесь играет трагикомедию. Ее Тамара меняется на глазах: в первой сцене она смешная, некрасивая и какая-то негнущаяся; постепенно в ней начинает появляться и нежность, и кураж, и отчаяние женщины, которая понимает, что счастье возможно сейчас или никогда.

Андрей Соколов в роли Ильина тоже меняет краски: от лирической комедии до гротеска.

Спектакль, что называется, «зрительский», он прямо-таки распахнут навстречу зрителю. В нем даже есть прямая подсказка на этот счет: когда продавщица Зоя (Наталья Щукина), пытаясь удержать Ильина, расстегивает на груди блузку, она почему-то показывает великолепное белье в стиле ретро не ему, а зрительному залу.