Евгения Тропп
Все даты — круглые
В Петербурге завершился Пятый Всероссийский театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина. В 2009 году совпали сразу три круглые даты — 90-летие со дня рождения писателя, 50-летие появления на сцене его знаменитой пьесы «Пять вечеров» (спектакли БДТ и «Современника») и «полукруглый» юбилей самого фестиваля. Впервые организаторами была учреждена премия — ее присудили выдающимся актерам, исполнителям ролей в «Пяти вечерах». Скульптурные изображения Александра Володина работы Резо Габриадзе были отправлены Людмиле Гурченко, Лилии Толмачевой и Станиславу Любшину в Москву, а на закрытии фестиваля, совпавшем с днем рождения драматурга, эта статуэтка была вручена Зинаиде Шарко, игравшей Тамару в спектакле Г. Товстоногова.
В этом году в первый раз программа включала спектакли только по произведениям Володина. Такого «урожая» еще не бывало, обычно на фестивале появлялись постановки по текстам других авторов, в которых есть нечто «володинское» — атмосфера, мировоззрение, герои… Возрождающийся у деятелей театра интерес к володинскому миру — не есть ли это, в том числе, и успех фестиваля «Пять вечеров»?.. Впрочем, интерес не автоматически обеспечивает высокий художественный результат. Желание ставить Володина — еще не гарантия глубокого проникновения в его поэтику…
Фестиваль заставил задуматься о проблемах взаимодействия современного театра с драматургией Володина. Самым сложным для зрительского восприятия оказался спектакль «Моя старшая сестра» московского Театра «Эрмитаж», несмотря на то, что Михаил Левитин продемонстрировал истинную любовь к городу, в котором творил Володин, где когда-то в БДТ Надю Резаеву играла Татьяна Доронина. Ностальгия по собственной молодости и театру 1960-х годов, которую испытывает режиссер, понятна, но художественные средства, которые он применяет к пьесе, кажутся чужеродными и нарочитыми.
Несмотря на то, что Александр Моисеевич — писатель ленинградский, в нынешнем театральном Петербурге его ставят мало. На фестивале был показан только спектакль Классического театра. Это моноработа актрисы и певицы Ларисы Дмитриевой, которая вместе с режиссером Людмилой Мартыновой соединила в композицию «Свадебный марш в интерьере времени», сцены из «Идеалистки» и несколько «женских» володинских монологов. По-советски оптимистичная, но по-человечески стойкая идеалистка-библиотекарша, полусумасшедшая, брошенная женихом Агафья Тихоновна, несчастная и счастливая беременная, проморгавшая свою судьбу женщина с бокалом… Получилась ли единая история из этих этюдов о женской доле? Моментами казалось — да, схвачена суть володинской героини, но потом ощущение пропадало, и оставались профессионально сыгранные эстрадные миниатюры.
Почти тот же материал интерпретировал и московский РАМТ (моноспектакль Ульяны Урванцевой «Идеалистка», режиссер Владимир Богатырев). Спектакль «Я скучаю по тебе», созданный фестивалем «Пять вечеров» совместно с Самарским театром юного зрителя СамАРТ, также использует монологи, сочиненные Володиным для разных героинь. Выдающаяся актриса Роза Хайруллина соединяет в одном образе их всех — одиноких, несчастных, прекрасных, смешных, трогательных, красивых, нелепых — и существует на сцене так пронзительно и сильно, что в зале не остается равнодушных (сама Эра Зиганшина, замечательная исполнительница Кати в легендарном спектакле Г. Опоркова «С любимыми не расставайтесь», плакала на этом спектакле!). В дуэте с самарской актрисой выступил любимый петербургский лирический комик Сергей Бызгу, а постановку осуществила Галина Бызгу, выученица питерской театральной школы.
Из той же, что и Г. Бызгу, мастерской Г. Козлова не так давно вышел Тимур Насиров, главный режиссер Лысьвенского театра драмы имени А. Савина. Его «Дульсинея Тобосская» открывала фестиваль на прославленной сцене Театра имени Ленсовета, где когда-то Дульсинею играла Алиса Фрейндлих! И, надо сказать, актеры из маленького уральского городка сумели справиться с волнением. Они рассказали историю не столько лирическую, как, наверное, многие ожидали, сколько философскую. Веселая, очень земная рыжеволосая Альдонса Ольги Петровой неутомимо ищет свое истинное Я. Ее как самостоятельной личности, можно сказать, и вовсе не было, пока ее не назвали Дульсинеей. Не будучи Дульсинеей, она ею наряжается — надевает костюм и репетирует роль, тренируется у балетного станка и учит наизусть непонятные красивые слова. В течение спектакля она не просто переодевается, а примеряет разные образы, чтобы стать собой. У женихов Дульсинеи «игра в Дон Кихота» — маскарад. Они наклеивают усы и эспаньолки, накидывают плащи… А длинный, несколько неловкий и зажатый Луис — Эдуард Фролов в таком облике появляется, он для него не накладной. Но в финале свой донкихотовский костюм Луис надевает уже сознательно. Он присваивает текст Дон Кихота, одевается, как рыцарь, и становится рыцарем. Так он вслед за Альдонсой и благодаря ее любви обретает истинного себя.
Эту же пьесу показали на фестивале студенты Ярославского театрального института (режиссер Александр Кузин). Студенческая «Дульсинея» получилась мелодраматичной и трогательной, но достаточно поверхностной.
Еще один молодежный спектакль был восторженно принят фестивальной публикой. Театр под руководством Сергея Афанасьева из Новосибирска — постоянный участник володинских встреч, зрителей на этот раз пришло вдвое больше, чем был в состоянии вместить зал. «Две стрелы», детектив каменного века, сыграли совсем юные актеры, вчерашние студенты. Сыграли энергично, лихо, весело и при этом драматично. Тонкости и проникновения в сложность заданной Володиным коллизии, может быть, и не хватало, но недостатки решения искупались живостью и заразительностью.
Прощальным аккордом фестиваля стал удивительно теплый и неформальный вечер после спектакля «Я скучаю по тебе». Вели его организаторы — председатель оргкомитета фестиваля Алиса Фрейндлих, арт-директор Марина Дмитревская (главный редактор «Петербургского театрального журнала»), директор — режиссер и педагог Виктор Рыжаков. Вокруг большого именинного торта собрались петербургские актеры разных поколений — и те, кто играл в пьесах Александра Володина, и те, кто дружил с ним, и те, кто не был знаком, но любит его творчество. По очереди зажигали свечи на торте, пели под гитару, читали стихи, рассказывали, вспоминали… Получился настоящий — и театральный, и домашний — день рождения.