Ольга Егошина
Марафон пяти вечеров
Фестиваль «Пять вечеров», приуроченный к 85-летию со дня рождения драматурга, открывается в Санкт-Петербурге. Афишу фестиваля составили семь спектаклей театров Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тольятти и Нижнего Новгорода, поставленных, естественно, по володинским пьесам. Сегодня спектакль «С любимыми не расставайтесь» покажет Театр на Литейном.
В середине 80-х годов одним из мошенников была придумана остроумная схема изъятия денег у известных актеров, режиссеров, сценаристов. Сначала предприимчивый хитрован отправился к Александру Володину и попросил у него автограф. Володин был известен тем, что терпеть не мог просто «подмахивать» свою подпись, а всегда выяснял имя обратившегося, писал что-то нежное, дружеское, иногда ироничное. Получив такую «приятельскую надпись», мошенник звонил по телефону людям, чьи фамилии известны всей стране, и просил помочь «другу Володина»: одолжить денег на дорогу в Петербург, к Александру Моисеевичу. Удивительно, но «другу Володина» никто не отказывал. Давали не только средства на приобретение билетов, но и деньги «на дорогу». Имя Александра Моисеевича оказывалось лучшим из пропусков.
Пьесы Володина любила вся страна (за исключением партийных критиков и начальства от культуры). Как автора своего театра его любили Георгий Товстоногов и Олег Ефремов. Спектакли по пьесам Володина становились знаменитыми, этапными для тех театров, где они шли. Как «Назначение» для «Современника» или «Старшая сестра» и «Пять вечеров» для товстоноговского БДТ. Снятый по его сценарию «Осенний марафон», до сих пор остается любимейшим фильмом страны. А фильм «Пять вечеров» Никиты Михалкова полюбили не только у нас, но и за рубежом. Сам Володин по поводу «зарубежного» восприятия своих пьес ехидничал: «В одной маленькой европейской стране фильм „Пять вечеров“ пользовался странным успехом. Там приняли его за абсурдистский. Решили, что героиня живет в квартире, населенной призраками…». Ну, не знали жители этой страны о существовании коммуналок. И даже в страшном сне им не могло привидится, что Володин пишет о реальности.
Нынешнее поколение смотрит на пьесы Володина немножко глазами иностранцев, чужаков. Жизнь поменялась так стремительно, что многие прежние кумиры остались там, за чертой перелома. Там остались пьесы производственные, пьесы к датам, пьесы революционные. Драмы Александра Володина испытание временем выдержали. Володин был одним из немногих людей в советском театре, кто доказывал от пьесы к пьесе право человека на частную жизнь, на личные привязанности, на одиночество. Может, именно поэтому его пьесы по-прежнему актуальны.
Фестиваль «Пять вечеров» — закономерный шаг на пути осмысления наследия драматурга, который постепенно и незаметно из современника стал классиком. Кроме семи спектаклей по пьесам Володина, в программе фестиваля стоит презентация книги «О Володине. Первые воспоминания».