Ирина Корнеева

В «Ленкоме» поставили «Пять вечеров»

3

Премьера «Пяти вечеров» в постановке питерского режиссера Андрея Прикотенко — совместный проект Московского театра «Ленком» и продюсерского центра «Закулисье».

Новая волна интереса к пьесе Александра Володина в московских театрах не стихает. В «Современнике» «Пять вечеров» сейчас играют Сергей Гармаш и, после Елены Яковлевой, — Евгения Симонова. В «Мастерской Петра Фоменко» — Полина Агуреева и Игорь Гордин. В «Ленкоме» володинскую историю, увековеченную Станиславом Любшиным и Людмилой Гурченко в фильме Никиты Михалкова, исполнят Андрей Соколов и Олеся Железняк. Причины, по которым главный герой так долго отсутствовал в жизни любимой женщины, в ленкомовском спектакле будут обозначены более конкретно и ясно. Если в кинофильме все знаки и реплики, объясняющие, что Ильин после войны сидел, пришлось (делаем скидку на время) вырезать и переозвучивать — получалось, не было человека и не было, мало ли какие обстоятельства их развели; то в «Ленкоме» гулаговская тематика прозвучит отчетливо. Хотелось бы верить — не заглушая главной, лирической. О которой — белым стихом Володина: «Сначала были встречи. Что ни день — то встреча. С одним человеком, с другим человеком… Потом начались расставания. С одним человеком — ее обмотали шарфиком и куда-то увели. С другим человеком, его, говорят, куда-то увезли. Но вот уже ты сам себе хозяин, можешь ни с кем не расставаться. А надо не надо — расстаешься. Добро бы со знакомыми — с друзьями!.. С любимыми! Зачем расставаться с любимыми? Ради других любимых? С которыми тоже расставаться? А с ними ради чего? Ради того, чтобы наконец расстаться со всеми вместе?».

«Эта история произошла в Ленинграде, на одной из улиц, в одном из домов…». Роль автора, сопровождающего действие «Пяти вечеров», первым взял на себя сам Георгий Александрович Товстоногов в БДТ. Архитектура петербургских человеческих взаимоотношений потом переносилась во многие российские города и на многие отечественные сцены — ведь подобный сюжет мог случиться где угодно и с кем угодно, кто, конечно, умел любить, ждать, верить и надеяться — хотя бы пять бесценных дней и вечеров из целой своей жизни. В арсенале 41-летнего режиссера из Петербурга Андрея Прикотенко, сегодня взявшегося за пьесу Володина, спектакли по Софоклу, Шекспиру, Стриндбергу. Окажется ли его опыт прочтения мировой драматургии в помощь при постановке камерной отечественной классики (а пьесы и сценарии Александра Моисеевича Володина уже стали таковой) — узнаем совсем скоро. В «Ленкоме» «Пять вечеров» пойдут под стихи Бродского, Ахматовой и музыку Шостаковича.