Третий фестиваль спектаклей по драматургии Александра Володина прошел в городе на Неве скромно и достойно — в полном соответствии с личностью самого драматурга. Поначалу задуманный в качестве мемориального, он постепенно утрачивает свою ностальгическую окрашенность и деловито встраивается в современное фестивальное движение. Он не теряет однажды найденной, специфично володинской интонации и твердо следует намеченной цели: предъявить петербургским ценителям театра возможно более полный спектр современной сценической интерпретации володинских пьес. Открывший фестивальную программу спектакль Екатеринбургского ТЮЗа «Дульсинея Тобосская» задал ему очень верную ноту — негромкой, но содержательной человечности. Молодой режиссер Дмитрий Егоров имел мужество прочесть пьесу глазами молодого человека начала XXI века. Освободив спектакль от нехитрых песенок, он выявил и подчеркнул в героях старой пьесы истинно володинскую тему трудного обретения своего «я». Дебютант сумел отойти от сложившейся традиции спектакля-шлягера и нашел свой поворот авторской темы, свой сценический сюжет.
Вадим Гаевский. Завтра к драматургии Володина вернутся — в этом я убежден. А сегодняшний театр ему чужд — прежде всего своим языком, театральным и литературным: там, где играют Сорокина, и не должны играть Володина.
Нынешней весной Володинскому фестивалю повезло с погодой — все пять дней над Петербургом светило солнце, сквозило по еле заметной зеленой дымке, окутывающей кроны деревьев, и подолгу задерживалось на горизонте. Спектакли кончались засветло, и потому можно было неспешно прогуляться по володинским местам, любуясь роскошными закатами в полнеба и обмениваясь полученными театральными впечатлениями. Некоторые из них предлагаются читателям журнала.
В этом году штаб-квартирой Володинского фестиваля стал подвал «Петербургского театрального журнала». Через редакцию проходили десятки людей — от актеров до волонтеров, от участников читок современных пьес до режиссера Владимира Непевного, показавшего в БДТ предпремьеру своего фильма «Печальный марафон» (как можно догадаться, о Володине). Ночью студенты выпускали фестивальную газету «Проба пера», днем гости доедали вчерашнюю квашеную капусту с холодной картошкой и бычками в томате (меню после спектаклей по-прежнему было «володинским»)… В общем — проходной двор. И вот в ситуации этой оккупации на четвертый день очень напряженным голосом Лена Миненко сказала мне: «Марина! Где наш лом?!» То есть пропал металлический лом, которым мы обычно припираем дверь в подвал и скалываем зимой лед с крыльца. В полном фестивальном очумении я не смогла достойно ответить, где же этот самый лом, — и побежала куда-то дальше.
Этот фестиваль называется «Пять вечеров» — по имени знаменитой володинской пьесы — и продолжается ровно пять дней. Для мероприятия, полностью посвященного творчеству одного драматурга (если, конечно, это не Шекспир), — это довольно много.