Пресса

Центральным его событием стал спектакль Г. Бызгу «Я скучаю по тебе», сыгранный Розой Хайруллиной и Сергеем Бызгу. Это совместная продукция Володинского фестиваля и СамАрта, где работает Роза. Вообще — первый спектакль, сделанный фестивалем. Он прошел 15 мая. Многие не знали, что Володин написал монологи Офелии и Агафьи Тихоновны, спрашивали, что это за тексты. Да кто сейчас вообще что-то знает…

Всероссийский театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина проходит в Петербурге уже в четвертый раз. В предыдущие годы он был сконцентрирован и локализован во времени, в текущем сезоне — от одного вечера до другого проходит немало времени. Это связано, в первую очередь, с причинами экономического порядка: программа фестиваля составлялась его организаторами в соответствии с финансовыми «вливаниями» властей. Но как бы то ни было, а стараниями организаторов володинский фестиваль продолжает являть петербуржцам спектакли, пронизанные мотивами любимого драматурга.

Сергей Афанасьев перешел к тому, ради чего пришли в театр журналисты: к итогам поездки театра на традиционный Четвертый всероссийский театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина в Санкт-Петербурге. Фестиваль «Пять вечеров» — стал одним из самых заметных событий на современном российском театральном пространстве. Но, как отметили организаторы, сегодня фестиваль переживает не лучшие времена. Четыре года назад он возник как частная инициатива […]. В этом году фестиваль оказался странно растянутым во времени — с 10 февраля (День Рождения Александра Володина) до 6 июня.

На обложке буклета — старые голубые обои, кусочек сверху оторван, нет, вытянут, как язык, обнажая испод стены заголовок газеты «Ленинградская правда» с клочком ордена Ленина, наехавшим на букву «П». В этом году фестиваль переживает не лучшие времена. Четыре года назад он возник как частная инициатива, в прошлом году финансовые трудности были таковы, что вместо задуманных пяти вечеров пришлось провести всего один. В этом году фестиваль оказался странно растянутым во времени — с 10 февраля до 6 июня.

Тут вряд ли нужно что-то пояснять: Володин — бытописатель (без всякого уничижения, разумеется), летописец (если угодно) целого поколения, эпохи даже. Фестиваль всеми силами пытается сохранить это драгоценное наследие, эти глубоко человечные истории и душевную атмосферу. Отрадно, что, несмотря на все трудности (преимущественно, увы, материального характера), это ему удается. И привозят театры из наших городов и весей свои крупицы володинского, и возникает на вечер-два-три добрая волшебная аура того не то чтобы волшебного времени, и разливает в буфете очаровательная хамка Клава водочку, и зрители чувствуют себя абсолютно счастливыми.

Фестиваль был основал в 2004 году, под знаком памяти о замечательном драматурге. За три своих сезона он предъявил зрителям лучшие современные постановки володинских пьес и сумел занять особое место в фестивальном пространстве России. «Пять вечеров» сразу стал особенным — без всякого официоза, «с человеческим лицом», с атмосферой непосредственного человеческого общения, которое так любил Александр Моисеевич Володин. Фестиваль открыл новые имена, дал толчок к созданию новых спектаклей, объединил людей, которые жили в эпоху Володина и, несмотря ни на что, остались верны ей, — и молодых, открывающих для себя эту эпоху не как экзотическое «ретро», а как составную часть собственной отечественной биографии. Погружению в володинский мир помогали два сборника «О Володине. Первые воспоминания», которые вышли к I и III фестивалям и разошлись по России.

Фестиваль, названный именем одного из самых знаменитых сочинений Александра Володина, ежегодно собирает с разных концов России пять спектаклей по пьесам заглавного драматурга либо «володинских». То есть таких, которые, как говорят организаторы — театральный критик Марина Дмитревская и режиссер Виктор Рыжаков, — могли бы понравиться самому Александру Моисеевичу.

А значит, в антрактах и перед началом спектаклей в фойе питерских театров станет работать рюмочная, похожая на ту, что была около володинского дома, и где он выпивал свои дневные сто грамм. И цены вернутся — советские: рюмка водки — 40 копеек, бутерброд с килькой — 10 копеек, с докторской колбасой — 15 копеек, конфета — 5 копеек. На банкетных столах появится редкое при сегодняшнем изобилии меню — эпохи 50-60-х годов: капуста, картошка, селедка, бычки в томате. И особая фестивальная водка «Пять вечеров» с надписью на этикетке: «Содержит пятидневную утреннюю дозу Александра Моисеевича, а также пятидневную порцию советского солдата, получавшего „наркомовских“ 100 г. Способствует пробуждению совести, сострадания к людям, содействует развитию эстетического чувства, разгоняет тяжелые мысли»…

Фестиваль, основанный в 2004 году в память о петербургском драматурге, уже предъявил зрителям лучшие современные постановки володинских пьес. Характерно, что его оргкомитет возглавляет живая легенда петербургской сцены Алиса Фрейндлих. «Пять вечеров» сразу стал особенным — без сухого официоза, с атмосферой живого человеческого общения, которое так любил сам Александр Моисеевич. Фестиваль открыл новые имена, дал толчок к созданию новых спектаклей, объединил людей, которые жили в эпоху Володина, и молодых, открывающих для себя эту эпоху как часть собственной биографии. Погружению в володинский мир помогали два сборника «О Володине. Первые воспоминания», которые вышли к I и III фестивалям и разошлись по России.