Сергей Афанасьев

О гастролях на фестивале им. Володина, новом здании и новых планах театра

[…]

Сергей Афанасьев перешел к тому, ради чего пришли в театр журналисты: к итогам поездки театра на традиционный Четвертый всероссийский театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина в Санкт-Петербурге. Фестиваль «Пять вечеров» — стал одним из самых заметных событий на современном российском театральном пространстве. Но, как отметили организаторы, сегодня фестиваль переживает не лучшие времена. Четыре года назад он возник как частная инициатива […]. В этом году фестиваль оказался странно растянутым во времени — с 10 февраля (День Рождения Александра Володина) до 6 июня.

[…]

Таким образом, на фестиваль в течение полугода должны приехать несколько театров и представить на разных театральных площадках не только пьесы самого драматурга, но и те, которые просто близки ему по духу, по настроению. Помимо Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева, который привез на фестиваль два своих спектакля («Взрослая дочь молодого человека» Виктора Славкина и «Зеленую зону» Зуева), в программе заявлены: Новый драматический театр из Москвы (спектакль «Дочки-матери» в постановке Долгачева), совместный проект фестиваля и самарского театра «СамАрт» (спектакль «Я скучаю по тебе» в постановке Галины Бызгу), а также Приморский краевой драматический театр из Владивостока (спектакли «С любимыми не расставайтесь» и «Пять вечеров»).

Постановки НГДТ участвовали в разных программах фестиваля: «Взрослая дочь…» — в конкурсной, а «Зелена зона», которую театра вторично привез в Питер по настоятельной просьбе организаторов и постоянных зрителей — в программе «Театральный фестиваль „Пять вечеров“ представляет…»

Выступления новосибирских актеров, по традиции, сопровождал большой успех и пристальное внимание критиков.

— Питерская публика, мне кажется, относиться к нам по-особому, — поделился впечатлением от фестиваля Сергей Афанасьев. — И то, что наш театр в этом городе пользуется таким особым вниманием, это радует. Для меня это сигнал одного: русский психологический театр не умер. Он живее всех живых! Его просто не хватает. Его мало сегодня. Нужно, чтобы таких театров было больше.

На втором спектакле, который был показан на малой сцене Театра на Литейном, Сергей Афанасьев не присутствовал (срочные дела, связанные с новым зданием театра, требовали его присутствия в Новосибирске), поэтому своими впечатлениями с журналистами поделился актер НГДТ, заслуженный артист России Сергей Новиков.

— Мне, как исполнителю, трудно говорить о восприятии зрителями нашего спектакля, — начал Сергей Новиков. — Находишься же внутри процесса, и объективно судить трудно! Зал реагировал на каждую реплику, движение, на поворот головы, на молчаливую оценку. И мы понимали, что зал дышит с нами! Живет с нами одной жизнью.

«Взрослая дочь…» удостоилась благожелательных отзывов ведущих театральных критиков, которые отметили «необычайную смелость режиссера Афанасьева», который взялся за постановку пьесу после знаменитого спектакля Анатолия Васильева.

— Почему-то считается, что Анатолий Васильев закрыл «тему» этой пьесы, — отметил Сергей Афанасьев.

— А мы имели «наглость» ее поставить, — продолжил Сергей Новиков. — И они все пришли с ощущением, что им сейчас придется сравнивать эти два спектакля. Но, как говорили нам после спектакля знакомые актеры и критики, они буквально на пятой минуте перестали заниматься эти неблагодарным делом. Они стали просто смотреть спектакль! И это их потрясло! И были крики «Браво! Бис!», и восторг публики. Это напоминало окончание рок-концерта.

И, как совершенно однозначная реакция, настойчивое требование о проведении больших гастролей НГДТ в Петербурге.

— Мы поняли, что в Питере нас ждут. Я еще не знаю, когда эти гастроли будут, но надеюсь, что в обозримом будущем. Когда найдем хорошего партнера, с хорошей площадкой, — подчеркнул Сергей Афанасьев.

— Еще что приятно: из всего многообразия спектаклей, которые предлагает Володинский фестиваль, зрители отдают предпочтения нашему театру. Я думаю, что вкус, привитый им постановками БДТ, Малым драматическим, Театром комедии, театром Ленсовета, в те годы, когда эти театры были на вершине популярности и славы, этот вкус требует сейчас утоления. Особенно интересовал журналистов такой вопрос: насколько изменилась атмосфера фестиваля в связи с новыми организационными рамками. Ведь «Пять вечеров» славились своей неповторимой атмосферой: с актерскими посиделками, с буфетом, где килька в томатном соусе, вареная картошка и водка, неформальными вечерами с обменом мнениями, дружескими встречами и воспоминаниями об Александре Моисеевиче.

— Фестиваль, безусловно, что-то теряет, — ответил Сергей Афанасьев. — И это понимают организаторы. Но лучше провести фестиваль в таком формате, чем не провести его вовсе. Кроме того, это не постоянно, это временная акция. Организаторы надеются, что на будущий год — год 90-летия Александра Володина — фестиваль будет Пятый, юбилейный, и его все же удастся провести в феврале, в течении пяти вечеров, как изначально и задумывалось.

— А опасность утратить фестиваль есть, потому что театра сегодня все чаще приобретает форму поп-культуры. Театра все чаще работает в режиме «попсы», ударяется в злободневность. А Володин не принадлежит к авторам, которые работали «на злобу дня». Он затрагивает вечные темы. И с этим сегодня гораздо сложнее. Пьесы Володина не поддаются «популяризации и конъюнктуризации», с пошлыми социальными аналогиями и ненормативной лексикой. Он — автор спокойный и мудрый, рассказывающий о человеке и для человека.

[…]