Александр Моисеевич
ВОЛОДИН
А. М. Володин

О ВОЛОДИНЕ. ПЕРВЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ. КНИГА ВТОРАЯ

А. Володин

Зинаида Шарко
Галина Волчек
Лилия Толмачева
Анатолий Брауде
Алиса Фрейндлих
Светлана Пономаренко
Александр Митта
Петр Тодоровский
Евгений Татарский
Георгий Данелия
Елена Львовская
Владимир Фунтусов
Вадим Жук
Владимир Желтов
Лариса Малеванная
Михаил Жванецкий


Зинаида Шарко

Зинаида Шарко

Я жила в эпоху Володина

Страшно даже произнести, сколько лет связывает меня с Сашей — сорок. С 1958 года. Считай, что жизнь прожита рядом с ним...

В моем городе жили три таких человека: Георгий Александрович Товстоногов, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев и Александр Моисеевич Володин. То, что они жили, было залогом порядочности, прочности, уверенности в себе и в том, что, банально говоря, добро восторжествует, зло будет побеждено. Эти три человека были основой моей жизни. И очень горько, что ни того, ни другого, ни третьего сейчас нет. Но я сознательно не хоронила их, не ходила на похороны — для меня они уехали: один туда, другой сюда, и, в общем, они для меня все равно живы. И еще я Саше всегда говорила, что у меня два самых любимых, дорогих, близких драматурга, писателя и человека — Антон Павлович Чехов и Александр Моисеевич Володин. Мне близко и понятно все, что они пишут, писали, что осталось для нас. Но Саня всерьез к себе никогда не относился и говорил: «Ну, с твоим чувством юмора с тобой трудно общаться»...<…>

Галина Волчек

Галина Волчек

Укол таланта

За прошествием лет я уже, конечно, не помню первого появления Володина в «Современнике». Мы жили тогда очень тесно, как-то скученно: не только встречались на репетициях, чтобы разойтись до следующего утра, — все время варились вместе, куда-то ходили, где-то ели за пять копеек. Ни у кого денег не было, собирали по рублю, брали в долг, ходили в ВТО или еще куда-нибудь, потому что квартир тоже ни у кого почти не было... Существовали как одно целое, нечто неразрывное... И Александр Моисеевич, Саша, когда приезжал в Москву, всегда был с нами. Виделись часто, постоянно, множество и множество раз, как-то мы даже устроили ему в честь дня рождения целый вечер в театре, но вспоминается не целое, не хроникально-бытописательский ряд, а какие-то очень особенные моменты. Володинские проявления. <…>

Лилия Толмачева

Лилия Толмачева

«Я знала, что ты придешь, такой честный, такой умный, такой хороший»

Милый, любимый, необыкновенный, великий Саша!

Часть времени своей жизни ты связал с нами, с «Современником», тогда мы были Студией молодых актеров при МХАТе. Это такое счастье! Счастьем было репетировать, учить роли в твоих пьесах, спорить, пробовать новое, проваливаться и побеждать, играть спектакли, на них зрители по ночам выстаивали очереди за билетами. Было много сомнений, бессонных ночей, слез, страданий, но если неудача — вместе впадали в отчаяние, а если успех — умели вместе радоваться. И все это было счастьем! Счастьем настоящей творческой жизни! Спасибо!«

Это часть письма, написанного мной не так давно, к 80-летию Володина. (Скорее всего, струсила и не отправила.) <…>

Анатолий Брауде

Анатолий Брауде

С этим Шуриком...

Сентябрь 1926 года. Какое точно число — не помню...

Школа № 33 Сокольнического отдела народного образования находилась во дворе № 5 по 1-й Мещанской, в том самом дворе, где мы и жили.

Первую учительницу, проучившую нас четыре года, звали Антонина Федоровна Сапожникова. Это была худощавая добрая женщина средних лет. У нее была дочка Леля, которая училась в этой же школе, но класса на два постарше. В классе было человек 25-30 мальчиков и девочек, в основном небольшого роста. Некоторых я запомнил: худой подслеповатый Юра Земцов с нашего двора, толстенький Костя Выборнов, черный как жук Илья Глобус, говоривший уже тогда глубоким басом. Ко мне подошел мальчик моего роста и очень тихим голосом сказал, что его зовут Шурик Лившиц, что родился он в Минске 10 февраля 1919 года, что мама у него умерла. Глазки у него были мышиные.

С этим Шуриком мы подружились и проучились в этой школе все 10 лет. И почти все годы сидели на одной парте.<…>

Алиса Фрейндлих

Алиса Фрейндлих

«Как бы дарованная свыше...»

Про него говорить очень трудно, потому что все, что про него должно быть сказано, — должно быть достойно его. Хороший? Да. Умный? Да. Талантливый? Да. Ну и что? А должно быть сказано что-то, чтобы было ясно: он — Володин.

Он всегда был такой, как, скажем, в дни своего 80-летия. Ну, поседел. Ну, постарел. Но не слишком, нет, не слишком. Чуточку. В чем же суть того, что он не менялся? Наверное, это оттого, что в нем было много детства.<…>

Светлана Пономаренко

Светлана Пономаренко

Ему всю жизнь было неловко

Я могу рассказать о Саше, в сущности, на бытовом уровне, а не на творческом. На творческом — это совсем особая история, это история III Творческого объединения студии «Ленфильм», которым руководили Эрмлер и Венгеров, но Эрмлер вскорости умер, и худруком остался Владимир Венгеров (я делала с ним почти все картины), а главным редактором был Яша Рохлин, самый близкий друг Саши Володина до последней минуты жизни. Неразлучная троица: Яша Рохлин, Саша Володин и Толя Юфит.<…>

Александр Митта

Александр Митта

Маньяк независимости

Володин был одним из самых «влиятельных» людей моей жизни в том смысле, что оказал на меня едва ли не самое большое позитивное влияние. Только сейчас, когда всех тех, кто на меня серьезно повлиял, уже нет и я один, а время гнет людей в разные стороны, — я понимаю, как ужасно могла сложиться моя жизнь, если бы в ней не было Володина, Дунского, Фрида...<…>

Петр Тодоровский

Петр Тодоровский

«Жители Васильевской улицы до сих пор помнят свадьбу артистов...»

С Александром Володиным, этим удивительным, совершенно не похожим ни на кого человеком каких-то крайних взглядов, человеком, который в своей драматургии и прозе, в своих пьесах, в своем мироощущении, в совершенно необычных ремарках, дающих режиссеру такой простор для размышления, фантазии, — с таким Александром Володиным жизнь столкнула меня в работе над фильмом «Фокусник»<…>

Евгений Татарский

Евгений Татарский

«Я им так не дамся!»

Практически никто не помнит, что однажды Александр Моисеевич был кинорежиссером.

Володин пришел на Ленфильм поставить по собственному сценарию фильм «Происшествие, которого никто не заметил». Меня пригласил к себе директор студии, попросил прийти в группу, помочь Александру Моисеевичу. Я к этому времени уже хорошо знал его пьесы, любил<…>

Георгий Данелия

Георгий Данелия

Володин

Мне позвонил Александр Моисеевич Володин, сказал, что написал сценарий, ему кажется, что это комедия, и он думает, что нашему объединению этот сценарий может быть интересен. (Я тогда был худруком объединения комедийных и музыкальных фильмов.) И принес сценарий «Горестная жизнь плута». Я дал почитать его молодым режиссерам Юре Кушнереву и Валерию Харченко. Им сценарий понравился. Но на следующий день мне позвонил Володин, извинился и сказал, что, к сожалению, актеру, на которого он написал этот сценарий, не нравится, что я хочу доверить фильм дебютантам. Он считает, что этот фильм должен снимать зрелый режиссер. Тогда я отобрал сценарий у моих молодых протеже и дал почитать режиссеру с именем — Павлу Арсенову. Паша сказал, что сценарий хороший и он, как закончит свой фильм, будет снимать «Горестную жизнь плута». <…>

Елена Львовская (Махлах)

Елена Львовская (Махлах)

Таким я помню Володина

Вот жил-был советский Театр, каким мы его знали. Вообще-то замечательный был Театр, с аншлагами и стояниями по ночам за билетами, а порой, в определенные периоды, и с пустыми залами. И вдруг, в один прекрасный вечер, происходит чудо: в ЦТСА в Москве — премьера пьесы «Фабричная девчонка». Автор — Володин, который на следующий день (как ни банально это звучит) проснулся знаменитым. Это было в 1956 году. Потом уже стали говорить: театр Володина, кино Володина, поэзия Володина... А тогда его появление действительно было событием в жизни Театра. Вот здесь, на этой премьере в ЦТСА, мы и познакомились с Александром Володиным, и подружились, и всю жизнь не расставались, несмотря на то, что он жил в Ленинграде, а мы (я и мой муж Михаил Григорьевич Львовский) — в Москве. <…>

Владимир Фунтусов

Владимир Фунтусов

Он был «странник»

Сегодня он — в Ленинграде, а завтра мы уже разыскиваем его по всем возможным каналам в связи с предстоящей премьерой его «Монологов» и не можем найти, а он, оказывается, у Фазиля Искандера, в Москве. А еще через неделю я приезжаю к себе на родину, в Калининградскую область, и мне рассказывают, что совсем недавно видели Володина здесь, в Народном театре, — он помогал репетировать свою пьесу «Две стрелы»...

Он был странник, и, как всякий странник, он исчезал и появлялся неожиданно...<…>

Вадим Жук

Вадим Жук

Остров

В Театральной библиотеке было хорошо.

Там был кот гиннесовских размеров, который ложился на то, что ты в данный момент читал. И лежал. Сгонять его было не принято. Кот знал, что каждая находящаяся под ним книга является Красной Книгой Котов. Отводящие при этом гордые и смущенные взгляды сотрудницы библиотеки никогда его в этом не разубеждали. <…>

Владимир Желтов

Владимир Желтов

Прерванный концерт Высоцкого

Александром Моисеевичем Володиным мы были знакомы, что называется, шапочно. Познакомились 15 января 1997 года в Большом драматическом театре на вечере, посвященном восьмидесятилетию Евгения Лебедева. Во время перерыва знаменитости, коих было несчесть, по одиночке, попарно, «повзводно» покидали зал. В проходе между сценой и литерным рядом остался один Володин. Стоял, никому не нужный. Его даже не тормошили собиратели автографов. <…>

Лариса Малеванная

Лариса Малеванная

Александр

Мое любимое мужское имя — Александр. Моего сына зовут Александр. И младшего брата тоже. Сама называла. Сызмальства знала, что Александр — это «муж, защитник». Видимо, потребность в защите была спрятана в закоулках сознания. Руководителем режиссерского курса, где я училась, был Александр Александрович Музиль (это уж без меня называли). И пьесу «Моя старшая сестра», в которой я сыграла свою первую роль, тоже написал Александр. Володин. <…>

Михаил Жванецкий

Михаил Жванецкий

Володину

Александр Моисеевич Володин.

Твои попытки жить незаметно ни к чему не привели. Ты живешь и будешь жить очень незаметно. Ты населил наши души старшей сестрой и осенним марафоном. Если интеллигенции не станет, ее будут изучать по тебе.